Органы цветковых растений (вегетативные и генеративные). Корень. Видоизменения корней

Органы цветковых растений


Орган - часть организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции.


Органы растения:

  • Вегетативные (обеспечивают РОСТ, а также обмен веществ: питание, выделение, дыхание растений): побег (стебель, листья и почки), корень.
  • Генеративные (обеспечивают половое РАЗМНОЖЕНИЕ растений): цветок, плод, семя.

 

 

 

 

 

 

 

Не у всех растений есть все вышеперечисленные органы! Например, у мхов нет корней, а у водорослей (низших растений) настоящие ткани и органы вовсе отсутствуют.

 

 

 

Корень. Корневая система. Видоизменения корней

 

Корень - осевой (т.е. как ось, стержень) вегетативный орган растения, выполняющий ряд функций:

  1. Закрепление растения в почве (как якорь).
  2. Минеральное питание (всасывание воды с растворёнными в ней минеральными солями из почвы).

Видоизменённые корни могут выполнять и другие функции (см. пункт "Видоизменения корней").

В связи с выполняемыми функциями корень имеет определённое строение:

 

***Корневой чехлик (покрывает зону деления, выполняет защитную функцию, клетки чехлика выделяют слизь, которая обеспечивает скольжение кончика корня между твердыми частицами почвы).

  1. Зонa деления — мелкие, постоянно делящиеся клетки обрaзовaтельной ткaни (за счет увеличения числа клеток корень растёт).
  2. Зонa ростa (зона растяжения) — вытянутые клетки (за счет увеличения и растяжения клетки в этой зоне становятся длинными, так обеспечивается рост корня в длину).
  3. Зонa всaсывaния — рaсположенa выше зоны ростa. Ее поверхность покрытa корневыми волоскaми, которые всaсывaют из почвы воду с рaстворенными в ней минеральными веществaми. В центре этой зоны располагаются сосуды - мертвые клетки проводящей ткани, по которым вода с минералами поступает вверх в зону проведения (восходящий ток).
  4. Зонa проведения — в её центре нaходится проводящaя ткaнь, обрaзовaннaя сосудами (проводят воду с минеральными солями далее вверх в стебель, т.е. обеспечивают восходящий ток) и ситовидными трубками (проводят органические вещества вниз к нижележащим зонам корня, питая его клетки, т.е. обеспечивают нисходящий ток). 

 

 

 

 

 

 

Корневые волоски представляют собой вытянутые клетки покровной ткани, именно они всасывают воду с растворёнными минералами из почвы и подают её в сосуды корня (мёртвые клетки проводящей ткани). Вода по сосудам дальше ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ под действием КОРНЕВОГО ДАВЛЕНИЯ (это особая сила корня, обеспечивающая восходящий ток воды в растении, вопреки закону всемирного тяготения).

Опыт, доказывающий наличие корневого давления: если у растения срезать "верхушку", на стебель надеть резиновую трубку, то при поливе растения водой (НЕ ХОЛОДНОЙ!) мы будем наблюдать, как в трубку поступает вода из растения, затем она выливается из трубки.

 

Важно при пересадке растения сохранить почвенный ком, чтобы не повредить  тонкие корневые волоски!

 

 

Среди корней различают главный корень, боковые и придаточные корни. Самый первый корень закладывается еще в зародыше (зародышевый корешок), он ориентирован вниз и становится у голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на главном. Придаточные корни формируются на самой нижней части стебля.

 

 

Для увеличения числа боковых корней кончик корня при пересадке рассады прищипывают (этот приём часто используется при пикировке - пересаживании сеянцев в более крупную ёмкость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для увеличения числа придаточных корней используют приём окучивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совокупность корней в растении образует корневую систему.

 

Типы корневых систем

Различают стержневую (характерна для двудольных: одуванчик, морковь и др.) и мочковатую (характерна для однодольных: пшеница, лук и др.) корневую системы. В стержневой выражен главный корень, а в мочковатой он почти отсутствует, зато имеется много придаточных корней.

 

 

 

 

 

 

1,2 - стержневая корневая система,

3 - мочковатая корневая система

 

Почвенное (минеральное) питание растений


Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.


Для растений характерно два вида питания: воздушное (фотосинтез) при котором образуются органические вещества) и почвенное (минеральное), при котором из почвы всасываются неорганические, т.е. минеральные вещества - вода и минеральные соли.

Среди минералов наиболее важными для растений являются азот (N), калий (К) и фосфор (Р).

Азот способствуют росту растений (при его нехватке тормозится рост растений и формируются мелкие желтоватые листья).

Калий способствует быстрому оттоку органических веществ от листьев к корням. Калий сосредоточен в молодых органах, а также в органах накопления запасных веществ – плодах, семенах, клубнях (при его недостатке на посветлевших листьях появляются дырочки с пожелтевшими краями).

Фосфор способствуют скорейшему созреванию плодов. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ.

При недостатке минералов в почве рекомендовано внесение удобрений (минеральных, например, суперфосфат, сульфат калия, зола и органических).

Важно также рыхлить почву для улучшения структуры почвы, лучшего доступа кислорода к корням и сохранения влаги. Так корни будут развиваться быстрее! 

 

Видоизменения корней

Видоизменённые корни помимо основных функций выполняют ряд дополнительных:

  • Корнеплоды (сильно утолщённые корни) образуются вследствие сильного разрастания основной ткани (паренхимы) главного корня, это можно наблюдать  у редьки, свеклы, репы,  моркови, редиса и др. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ!
  • Корнеклубни образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней. Они также обеспечивают запас питательных веществ и вегетативное размножение растения (георгин).
  • Клубеньки (вздутия) на корнях бобовых (горох), образуются в результате симбиоза растений с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями.
  •  Воздушные корни отвечают за поглощение из воздуха дождевой воды (орхидея, кукуруза).
  • Дыхательные корни отвечают за дополнительное поглощение кислорода из воздуха  (болотный кипарис).
  • Корни-подпорки обеспечивают растению дополнительную опору (фикус, баньян).
  • Корни-прицепки необходимы некоторым растениям для прикрепления к опоре (плющ).
  • Микоризу (грибокорень - симбиоз корней деревьев с мицелием гриба) тоже можно рассматривать как видоизменение корня.

видоизменения корня


Примеры из открытого банка задний ФИПИ


1. Какую роль играют корни в жизни растения?

                 1)           образуют органические вещества из неорганических

                 2)           охлаждают растения

                 3)           запасают органические вещества

                 4)           поглощают углекислый газ и выделяют кислород


Ответ:  3)    запасают органические вещества


2. Какой корень называют главным?

1) сильно разветвлённый

2) самый длинный в корневой системе

3) отрастающий от стебля

4) развивающийся из корешка зародыша


Ответ: 4) развивающийся из корешка зародыша


3. Передвижение растворённых минеральных веществ от корней к листьям
в организме растений происходит по

1) сосудам

2) ситовидным трубкам

3) клеткам камбия

4) механическим волокнам


Ответ:   1) сосудам


4. Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

Описание: undefined

1)       1

2)       2

3)       3

4)       4


Ответ: 4)    4   (это сосуды)


5. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются

1) воздушные корни

2) корневые клубни

3) корнеплоды

4) корни-присоски


Ответ:   2)  корневые клубни


6. Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток

 1)     корневых волосков

2)      образовательной ткани

3)      зоны проведения

4)      корневого чехлика


Ответ: 2)  образовательной ткани


7. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни

1)   воздушные

2)   главные

3)   боковые

4)   придаточные


Ответ: 4)   придаточные  (т.к. отрастают прямо от стебля)


8. Установите последовательность участков корня от его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)            зона корневых волосков

2)            зона деления

3)            зона роста

4)            корневой чехлик

5)            зона образования боковых корней


Ответ:  42315   (под верхушкой подразумевается кончик корня)


9. Вставьте в текст «Перемещение веществ по растению» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ

У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от __________ (А) вверх перемещаются __________ (Б) и растворённые минеральные вещества, от __________ (В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)   вода

2)   воздух

3)   дыхание

4)   корень

5)   лист

6)   стебель

7)   углекислый газ

8)   фотосинтез


Ответ: 

А Б В Г
4 1 5 8

Домашнее задание по пройденной теме: скачать, выполнить, проверить и оценить самого себя с УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Категория: Ботаника | Добавил: biola30 (01.06.2020) | Автор: Озерова О.Н.
Просмотров: 1120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar